Отзыв читателя Нижнетроицкой СДБ Смирнова А. Д.

Повесть Зиганшина К.Ф. «Возвращение росомахи»заставляет читателя задуматься о месте человека в природе и на земле, переосмыслить свое право называться «царем природы».Автор убедительно показывает на достоверных примерах и фактах, что звери зачастую чище и честнее в своих поступках в жизни, нежели некоторые люди. У К. Зиганшина звери думают и мыслят. Недаром эпиграфом к повести автор взял слова незабвенного Арсеньевского героя Дерсу Узала: «Зверите же люди, только говорят на своем языке и ходят на четырех ногах»

Действительно, многие поступки зверей можно объяснить только наличием у них человеческого сознания и ума.

В повести много размышлений автора, чувствуется профессионализм натуралиста и знатока всех таежных уголков и заповедных мест не понаслышке познакомившего нас с росомахи –этакие редкими и загадочными обитателями тайги. В книге прослеживается жизнь нескольких поколений росомах от Пышки до Тона, в своей нелегкой жизни в тайге, им приходится сталкиваться и со своими соплеменниками, другими зверями, дикими,а так же с людьми.

У каждой росомахи свой характер, но все они по своему умны, преданы к своим врагам, но вместе с тем не прощают обиды.

В повести автор ярко показал характеры людей, которым приходится соприкасаться по жизни со звериным миром росомах. И на фоне поступков зверя человек часто оказывается не на высоте, проигрывает, как ни странно, в нравственности и гуманизме.

В повести мы видим, что человек по отношению к природе может быть жестоким, жадным, глупым, прикрываясь человеческой вседозволенностью и низменным эгоизмом.

Перед читателем приходит целая галерея людских персонажей, охотников, егерей, заготовителей-хануг, алчных браконьеров.Все они люди, но какие они разные по своим поступкам, мыслям по своему предназначению и отношению к природе и к этим непонятным для них зверям - росомахам. Есть охотник Ермил, опытный, но недальновидный, его сын Степан через большие испытания и страдания, что для зверя в тайге превыше всего свобода и воля и оказывается росомаха, как ни странно, как любой честный человек предательство, подлость и ложь.

Здесь же показано алчные охотники-браконьеры с многозарядными карабинами, оптикой, на мотосанях и вертолетах, за одно с ними и заготовитель-спекулянт Подкова с неземной наживой в черствой душе. Особняком от всей человеческой грязи и подлости автор представляет образы отца Сергия и мастера на все руки бывшего заключенного Николая Пули, которые взялись обустраивать в таежном поселке церковь. Совсем не по-ханжески звучат слова Пули, будучи приглашенным на охоту, что он не может поднять руку на зверя, просто от скуки и безделья и он видел, как плачет умирающий зверь, а теперь он даже курицу дома не может зарезать.

В повести росомахи убивают других зверей, для того чтобы выжить, прокормить себя и своих детенышей, но это делается без злобы и ненависти. Звери, которые отступают от этих правил и звереют в настоящем смысле, подлежат презрению своих сородичей и изгнанию из семьи и стаи, особенно ярко это показано и выражено в рассказе «Свора».

Особое место занимает рассказ «Лохматый», где с яркой пронзительностью показана человеческая и звериная натура, проявлявшаяся в экстренной ситуации, здесь собачья преданность и самопожертвование столкнулось с человеческой подлостью и предательством. Не выдержал человек такого испытания, в душе раскаялся от содеянного, несправедливого, но было поздно.

Произведения Зиганшина такой направленности характеризует автора как истинного знатока звериных душ, ценителя и хранителя природы, мастера художественного слова в защиту братьев меньших.

Создается впечатление, что автор сам переселяется в созданные им образы, воспетые им и взятые из сердца природы. Живет и душой как росомаха, идет с ними звериными таежными тропами, говорит на их языке, только ходит на двух ногах…

Александр Смирнов, 02.12.2015 год.

Вернуться к списку рецензий