Читательская конференция по книге лауреата Государственной премии Республики Башкортостан имени С. Юлаева Камиля Фарухшиновича Зиганшина «Золото Алдана»
Вопросы для обсуждения:
1. Камиль Зиганшин и мир его книги.
2. Скитники. Суровая жизнь старообрядцев и их нравственные ценности.
3. Быт и обычаи народов Севера в книге.
4. Герои книги. Судьба Корнея.
5. Философские споры, проблема воспитания в произведении.
6. Отражение событий гражданской войны. Образы офицеров.
7. Взаимоотношения человека и природы в книге.
8. Как относится автор к своим героям?
9. О чём заставила задуматься книга? Ваши пожелания автору.
Ведущий.
Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня у нас встреча с уникальным человеком, путешественником и писателем, с нашим земляком – Камилем Фарухшиновичем Зиганшиным. В 2012 году его книга «Золото Алдана» была удостоена Государственной премии имени С.Юлаева. Наш разговор об этой книге, ставшей большим событием в культурной жизни республики. Сначала мы хотим представить небольшую презентацию об авторе.
Выступление ученика.
Камиль Фарухшинович родился 15 марта 1950 года в с. К.Аминево Туймазинского района Республики Башкортостан в семье кадрового офицера. Детство и юность прошли на Дальнем Востоке в военных городках, разбросанным по самым глухим таежным местам Хабаровского и Приморского краев. Свою трудовую жизнь Камиль Фарухшинович начал очень рано: в школьные и студенческие годы во время каникул подрабатывал кочегаром, электриком, ходил матросом на китобойце «Вольный», был рабочим в геологической партии, четыре сезона в качестве штатного охотника промышлял соболя в Лозовском госпромхозе на отрогах Сихотэ-Алиня.
По образованию – радиоинженер. Окончил Горьковский политехнический институт (1973г.). С 1975 года постоянно живет в Уфе. Первые пятнадцать лет трудился в управлении связи АНК «Башнефть» ведущим инженером, начальником производственно-измерительной лаборатории, затем с 1988 года руководил службой связи Минбыта Башкирии. Являясь учредителем и председателем Фонда защиты диких животных Башкортостана, материально поддерживает охотинспекторов, егерей, охотоведов, лесников, писателей и журналистов, активно борющихся с браконьерством или занимающихся изучением биологии диких животных. Фонд регулярно проводит конкурсы на звание «Рыцарь леса», «Юные дарования Туймазинского района».
Собирая материалы для своих книг, Камиль Зиганшин постоянно путешествует и по России (Дальний Восток, Восточная Сибирь, Полярный и Южный Урал, Кавказ), и по редко посещаемым уголкам за её пределами. В 2011 году он прошёл два этапа кругосветной экспедиции «Огненный пояс Земли», организованной Русским географическим обществом, и собрал богатый этнографический материал, подтверждающий гипотезу башкирского учёного Р.Н. Зинурова об общих сибирских корнях башкир и индейцев Северной и Южной Америки. Камиль Зиганшин - действительный член Русского географического общества с 2011 года.
Слово библиотекаря школы.
Участвуя в развитии и эксплуатации сетей радиосвязи на объектах нефтедобычи и бурения, Камиль Зиганшин исколесил всю Башкирию, а также Когалымские месторождения в Западной Сибири вдоль и поперёк. В это же время стал писать книгу о жизни удэгейцев и диких животных Дальневосточной тайги, используя материалы охотничьих дневников, впечатления от путешествий и работы в геологических партиях. Первая повесть «Щедрый Буге» была опубликована в журнале «Уральский следопыт» в 1988 году. В этом произведении повествуется о жизни обитателей Уссурийской тайги и народности удэге численностью 350 человек.
Начиная с 2008 года большую часть времени посвящает литературному творчеству и путешествиям. К этому времени увидели свет повести «Маха или история жизни кунички», «Скитники» (2006 г.), «Золото Алдана» (2010, 2011 и 2012 годы).
Зиганшин Камиль Фарухшинович - один из немногих, кто наиболее достойно представляет культуру Башкортостана на просторах нашей страны. Это подтверждается не только присвоением высоких званий «Заслуженный работник культуры РБ» и «Заслуженный работник культуры России», но и многими всероссийскими литературными премиями. Он лауреат российской литературой премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина (2004 год), международного конкурса детской и юношеской художественной литературы имени Алексея Толстого (2005 год), премии «Добрая Лира» (2010 год), всероссийских премий имени Вячеслава Шишкова (2011 год), Юрия Рытхэу (2012 год), Николая Лескова (2012 год), а также республиканской – имени Степана Злобина (2001 год). Награжден Почетной грамотой Республики Башкортостан (2000 год). Ему вручены орден «За вклад в просвещение» (2010 год) и памятная золотая медаль имени Антона Чехова (2010 год). Этих наград он удостоен за следование классическим традициям русской литературы, за духовность и гуманистическое содержание художественных произведений.
В 2012 году Камилю Зиганшину присуждена Государственная премия Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева в области литературы. Этой высокой награды писатель удостоен за роман о скитниках-староверах «Золото Алдана». Романы «Скитники» и «Золото Алдана» получили столь широкое признание среди читателей нашей страны, что московское издательство «Вече» и казанское издательство «Идель Пресс» выпустили их в 2011 и 2012 годах дополнением к тиражу Башкирского издательства «Китап».
Слово учителя.
Эпическая дилогия «Скитники» и «Золото Алдана» об уникальном явлении в истории Российского государства – расколе, посвящена истории жизни старообрядческой общины, зародившейся в середине XIX века в Ветлужских лесах, а затем вытесненной в глушь Алданского нагорья. Перед нами жизнь нескольких поколений людей огромной воли, физической выносливости и духовной стойкости. Но главное в них – духовная гармония, позволяющая внешне и внутренне жить в согласии с миром. И неудивительно, что они водят дружбу с… беркутами и медведями! «Книга меня удивила сочностью и красочностью языка, – ахнул Валентин Распутин. – Много чудес-кудес, но на это только в начале чтения обращаешь внимание, а затем всё становится естественным и необходимым, появляется полное доверие к автору…» Параллельно с историей старообрядцев в книге идет повествование о драматических событиях в жизни эвенкийского и якутского народов в период с 1900 по 1955 годы, в тесном переплетении с судьбой белогвардейской колонии, образованной уцелевшими участниками якутского похода дружины генерала Пепеляева.
Скитники, какие они? Об их суровой жизни и их нравственных ценностях нам расскажет...
Выступление ученика.
Староверческая община из Ветлужских лесов одолела трудный путь через Сибирь и обосновалась в Забайкальском крае, но затем вынуждена была переселиться в глушь Алдана.
Старообрядцы обустраиваются в тех местах, где не ступала нога человеческая. Они валят огромные деревья, корчуют под пашни большие площади, чтобы потом посеять рожь и ячмень. Ограничивая себя в еде, берегут зерно для посева. Откуда у этих изнуренных длительными переходами людей берутся силы, чтобы преодолеть все эти трудности? И автор делает однозначный вывод: только вера во Всевышнего, самоотверженный труд, поддержка друг друга, уважительное отношение к местному населению позволили пришельцам укорениться на новом месте, где их не могут достать реформы Никона. «Удаление от мира и его греховной суеты, физический труд, молитвы, земные поклоны до изнурения, строгий пост, чтение книг старого письма, беседы с праведниками общины мало-помалу открывали перед Варлаамом всю глубину и гуманность почитаемой этими людьми веры». Так говорит автор об истоках духовных сил скитников.
Обязательной чертой человека, согласно нравственным идеалам староверов, являлась вера. Система ценностей староверов включает уважительное отношение к старшим и к окружающим, трудолюбие, совестливое отношение к труду, понятие чести и долга, твердость в выполнении взятых на себя обязательств. Две черты нравственности: товарищеская взаимопомощь в беде и выполнение взятых на себя обязательств, невзирая ни на какие обстоятельства, отчетливо проявлялись во время поисков Беловодья. Охотничий промысел в горном крае всегда сопровождался большим риском, смертельной опасностью от дикого зверя, от мороза, срыва в пропасть в горах, капкана.
Культ природы был важен для становления старообрядческой духовности. При выборе месторасположения деревни, села, заимки раскольники руководствовались двумя принципами: эстетическим и этическим. Под поселение они всегда выбирали только красивое, как они говорили, «веселое» место, на берегу горной реки, или озера, рядом с цветущими растениями, лесом. При этом староверы всегда безошибочно подбирали оптимальный вариант, учитывающий природные условия, рельеф местности, наличие воды, свойства земли под пашни, выпаса, сенокошение, направленность ветра. Трудолюбие, взаимная помощь и поддержка стали для староверов устойчивой нормой поведения и главными духовно-этическими ценностями.
Выступление ученицы. Я хочу рассказать о быте и обычаях народов Севера в книге. Зиганшин – певец этой земли, её флоры и фауны, быта и поэтических сказаний якутов и эвенков. «Этнографические» страницы романа представляют для нас, читателей, большой интерес. Близость природе, простота нравов, какая-то особая теплота кочевой жизни – всё это создаёт неповторимый колорит повествования.
В романе Камиля Зиганшина мы узнаём много интересного о жизни коренного населения Севера. Например, в главе «Эвенки» рассказывается не только о быте и обычаях этого народа, но и об их представлениях о жизни. Корней, помогавший эвенкам лечить оленей, расспрашивал охотника Хэгды обо всём. Хэгды был убеждён, что всё на земле происходит по воле Духов: «Есть Добрый Дух и есть Злой Дух. Добрый Дух весну, лето на землю посылает. Кормит всех. Ягоде, орехам помогает уродиться, зверям детёнышей растить. А злой Дух холодную зиму на землю шлёт, реки сушит, тайгу сжигает или, наоборот, всё водой заливает. Добрый и Злой Духи друг дружке не уступают: «...то один верх возьмёт, то другой...» (стр. 160)
Мне очень понравились эвенкийские сказки про медведя и охотника, про песца и зайца. Рассказывает их бабушка Ирбэдэ внукам и Изосиму. Дети слушают её очень внимательно, ведь каждое действие в сказке несет глубокий смысл, через сказку передаются не только народная мудрость, но и правила жизни, выработанные многими поколениями: за добро платят добром, живите дружно и т.д. (Читает сказку об охотнике и медведе, стр. 236-238).
Якуты и эвенки в романе выступают весьма мудрыми людьми. Например, чтобы уберечь глаза от ослепительных лучей солнца, эвенки Бюэн и Васкэ использовали солнечные «очки» - дощечки с узкими прорезями. Когда заболели глаза, геологи попросили их сделать им такие же. Эвенки хорошо знают повадки оленей. Когда олень уставал и начинал спотыкаться, его щекотали за ушами. Признак усталости – хвост. Если он опущен – олень притомился. Когда он уже не может идти, животному связывают ноги вместе и, подняв вдвоём ноги, встряхивают несколько раз в воздухе. «Взбодрённый» таким образом орон бежит после этого несколько вёрст (368). Много интересного можно узнать из книги Зиганшина о жизни якутов. Например, о том, что они живут не в чумах, как эвенки, а в юртах, как они готовят юколу, которая бывает двух видов: белая и коричневая, и ещё о многом. Эти народы научились жить в гармонии с природой, они бережно относятся и к лесу, и к воде, и к зверям, и к птицам. От Агирчи Корней узнаёт о главном законе эвенков: «Помогай в беде». Тонко подмеченные высказывания свидетельствуют об их природной смекалке. Например: «Для лошади один кнут, для человека – один слово хватай», «Мало слов сладко, много слов горько» и др.
В книге К. Ф. Зиганшина мы видим коренных народов Севера заботливыми, отзывчивыми, умными людьми, почитающими свои корни и старающимися сохранить связь времен.
Выступление ученицы.
Мне понравились герои книги, особенно взволновала меня судьба Корнея.
Герои романа Камиля Зиганшина – люди не простые, это верующие-старообрядцы, белогвардейские офицеры, золотоискатели. Почти все важные события романа связаны с именем Корнея, охотника-исследователя, разумного, бережливого хозяина родной природы.
Сын эвенкийки Ольги и старовера Елисея был удивительным ребёнком: никогда не плакал, никого не беспокоил, не мёрз на холоде. «От него исходили волны тепла и доброты. Не только дети, но и взрослые тянулись к нему. Их лица при виде Корнейки озарялись улыбкой: как будто перед ними был не ребёнок, а маленький ангел» (стр. 80), - пишет автор.
Маленький ангел рос сообразительным и понятливым. От деда Никодима он взял и рост, и силу, и сноровку, и покладистый нрав, от матери – врождённое чувство ориентировки, выносливость. Всё это позволило Корнею чувствовать себя в тайге уверенно и свободно. Доброе сердце помогло ему найти друзей в тайге – это рысь Лютый, лось Снежок, беркут Рыжик, лиса Златогрудка, которые не раз спасали его от беды.
Самым добрым, мудрым человеком на земле Корней считал деда Никодима. Он научил его читать, собирать лекарственные травы. Глубоко запали в душу юноши наставления деда: «Запомни: сам себя губит, кто живое не любит. Всё сущее жить рождено», «Лучше добрые дела творить». Так Корней учился жить в мире, в гармонии с природой.
Знание природы не раз помогало Корнею выбраться из беды, когда он попадал в разные истории: чуть не замёрз в каменной ловушке на озере, сломал ногу на охоте. Нередко только мужество позволяет выжить герою романа. Как, например, в главах «Горное озеро» или «Перекочёвка». Медведь-шатун вспугнул оленью упряжку, оставленную ненадолго Корнеем. И Корней вынужден добираться до кочевья эвенков пешком. Двадцать вёрст через горы по жестокому морозу. «Каждый шаг давался с трудом. <…> Вокруг деревья трещат от мороза, шапка и воротник забелели от инея, а от Корнея пар валил так, словно он только что выскочил из жарко топленой бани. Моля Господа о милости, парень шёл и шёл, изредка останавливаясь, чтобы восстановить дыхание. Лучистые бриллианты звёзд на чёрном небосклоне, восхищённо перемигиваясь, дивились упорству человека» (стр. 165).
«Непорочной душой» называет Корнея старатель Лешак (стр. 176). Даже россыпи золота оставляют Корнея равнодушным, так как он считает, что золото создано дьяволом для растления души, «через него многие слёзы на земле льются».
Он никогда не отчаивался, верил, что спасение придёт к нему. На конкретных жизненных примерах автор убеждает читателя в том, что знать природу, быть следопытом важно каждому. Учился этому Корней и у эвенков, сам помогал им лечить оленей. Как самому ответственному и выносливому, ему поручали важные дела. Когда нужно было найти поселения единоверцев, сосватать невест, отправили Корнея.
Женился Корней по любви на Дарье, красивой и доброй девушке. Родились дети: Изосим и Паша. Всё было хорошо, но неожиданно появились «небесные гости», и изменили жизнь Корнея. Сошедшая с неба богиня – геолог Светлана околдовала своей красотой Корнея и увела его из дома. «К сожалению, не оказалось рядом человека, который вернул бы распалившегося мужика на землю, раскрыл затуманенные страстью глаза на греховность желаний, идущих против Заповедей Бога», - пишет автор. С этого поступка начинается другая жизнь героя.
Оказавшись в городе, в непонятном мире, Корней понял, что разобраться и жить в нём он не сможет. Там, в тайге, всё было понятно и ясно. Дружная и стойкая община хранила его душевный покой и давала силы. Только согрешив, Корней понял, как любит свою жену Дарью. Запоздалое раскаяние пришло к нему, хотел он побежать к своим, как только самолёт геологов приземлился недалеко от скита, но не отпустили. Да и община отреклась от него. Как мог Корней, всеобщий любимец и первый радетель незыблемости отеческой веры, нарушить Устав, оставить семью? Можно ли простить его? Одна Дарья не желала верить в то, что любимый муж её предал, и душу женщины жгла горькая обида.
Трудным и долгим было возвращение Корнея домой. После гибели геологической экспедиции его осудили на 20 лет заключения в лагере строгого режима. Корней скрыл, что геологами найдены залежи золота, иначе общине здесь не будет прежней жизни. Герой стойко вынес суровые испытания жизни, не ожесточился, старался помочь людям, лечил в лагере больных. Он жил с надеждой на возвращение. Вернувшись, перед общиной Корней попросил прощения у всех. Но вот только Дарья не простила мужа: кормила, обстирывала его, разговаривала с ним, но всё из чувства долга, без любви. Корней не обижался на нее, ведь он сам растоптал своё счастье. Теперь он «не жил, маялся». Где же искать поддержки в трудную минуту? Корней решил уйти в монастырь.
Непростая судьба Корнея заставляет задуматься о многом. Того, что он пережил, хватило бы на несколько жизней. Что помогло Корнею не сломаться, не сдаваться? Что становится точкой опоры человека в самые трудные минуты жизни? Вера и любовь – таков ответ автора.
Выступление ученика.
В книге Камиля Зиганшина описываются о жизни староверческой общины, зародившейся в Ветлужских лесах во второй половине XIX века, одолевший долгий, трудный путь через Север и обосновавшийся в Забайкальском крае.
Великих трудов и обильных потов стоило общине укорениться, обустроиться в этих диких местах. С утра до вечера готовили лес для будущих построек.
Когда сошел снег, они первым делом раскорчевали и засеяли делянку рожью (ограничивали себя в еде, берегли зерно для посева). Строили маленькие дома. Потом строили дома членам общины. Так и зажили поселенцы в трудах и моленья. Откуда у них бралось сил? Во-первых, они были отзывчивыми, выручали друг друга в беде. Вот как пишет автор: «Терпишь бедствие – все бросаются спасать тебя, голоден – разделят с тобой последний ломать хлеба». Взаимовыручка – непреложный закон этих суровых мест – иначе не выжить, и не удивительно, что в душах сибиряков столько сострадания и сердечности. Во-вторых, они верили в бога: «Соль горькая, а люди не могут без нее. Может и тяжела наша ноша, но с ней умрем, а не постучимся, ибо наша вера непорочна, с Христа направлена. Мы с ней родились, с ней и на суд господний зайдем».
Детей здесь учат и воспитывают в беспрекословном послушании, без своенравия, любить всё живое. Учат детей любить птиц и животных.
Однажды внук Корней сбил камнем сидевшего на березе рябчика. Это деду не понравилось. «Запомни - сказал он внуку – сам себя губит, кто живое не любит, нестоящее это дела живую жизнь по живот подлаживать, лучше доброе дело творить. Больных, к примеру, на ноги ставить. Тогда благодать и в душе поселится».
Выступление библиотекаря.
Эта книга очень поучительная. Спасибо автору за эту книгу от имени всех читателей!
В одном из интервью известная современная писательница Людмила Улицкая говорила о читательском опыте, который есть у каждого читателя. И, встречаясь с новой книгой, мы выбираем ее, исходя из этого читательского опыта. Немногие произведения современной литературы хочется перечитывать.
Роман «Золото Алдана» я прочитала дважды. И в первую очередь мне хочется поблагодарить автора за прекрасный язык, за яркую образность слова, особенно в описании картин природы. И понимаешь, как глубоко сам автор восхищается и уважает природу того края, где происходит действие романа.
Каждый читатель ищет в книге ответы на свои вопросы, на проблемы, которые ему близки и интересны. Я попыталась поразмышлять над некоторыми их них.
Экология. Это касается каждого, сейчас это все понимают, но не прилагают даже элементарные усилия для решения этой проблемы. Мне очень понравилось в книге удивительное сравнение земли с ликом человека:
«Земля такой же живой организм, как и мы. Ее лик, как лицо человека, со временем меняется… Она имеет кожу, поросшую волосами – деревьями и травой. Местами ее разъедают язвы пустынь и болот. Кровеносная система – реки. Приливы и отливы – вдох и выдох.Вулканы – это гнойники, через которые земля выбрасывает отходы… А горы – шрамы ее...».
Интересна и наталкивает на размышления еще одна цитата:
«…именно источник жизни для всего сущего и именно через нее, через природу, Создатель одухотворяет человека, пробуждая в душе любовь и доброту».
Здесь для меня важным является слово «одухотворяет»: через свою красоту, через свое разумное устройство природа как бы наделяет человека душой, которая и отличает его от животных. Но животные в романе, на мой взгляд, равноправные герои романа.
Только труд дает человеку смысл жизни. Мысль не новая, но верная.
Труд не по принуждению, а осознанный труд для общины, для сохранения нравственных ценностей, символом которых являются для староверов божественные книги, создание крепкого, безопасного скита для будущих поколений - все это дает силы героям книги.
«… Ведь только перенеся лишенья или выложившись до упора, можно понять бесценность таких, казалось бы, малозначительных в обыденной жизни радостей…»
Проблема воспитания будущего поколения. Все мы желаем быть бессмертными, а наше бессмертие – это, в первую очередь, наши дети, внуки, правнуки. И хочется видеть их порядочными людьми, нравственными личностями.
«Нет важнее дела, чем вырастить и воспитать детей так, чтобы они продолжали жить в любви, по заповедям Христа…»
Неважно, по чьим заповедям: Христа, Магомеда или Будды. Главное, в любви друг к другу, своим близким и родным, в душевной гармонии.
«…В душе … не должно быть места злопамятству. Сей вредный порок разъедает душу».
Отдельные выражения романа звучат как афоризмы:
- Кто раскол затеял – тот от него и погибнет
- Без доброты человек не может зваться человеком
- Без родства душ не может быть любви
- Любовь – это слияние двух душ во единую
История и человек, человек в истории.
Исторические события, о которых идет речь в романе, рассматриваются через судьбы общины, ее отдельных представителей. Истинный патриотизм автора легко прослеживается даже в одном высказывании о русском народе:
«У нас все есть для достойной жизни, но не хватает нам, русским, благородной гордости, самоуважения... Однако, в каком еще народе найдешь такую готовность помочь ближнему, такое радушие и такую силу…»
Письмо наставника Григория звучит практически как моральный кодекс:
- Соблюдайте справедливость во всем
- Не лгите никому
- Не скупясь, делитесь всем, что имеете
- Не серчайте, коли имеете с кем несогласие во взглядах
- Мир со всеми храните
- Сберегайте веру во имя величия Отечества! Верую, что Россия переболеет и год от года начнет выздоравливать и наберет силы для небывалого высокого взлета!
Вопрос веры ( не только в религиозном смысле)
Для человека вера в добро окружающего мира – двигатель жизни… Именно вера помогает староверам преодолеть все неудачи и трагедии, начать все с начала и верить в лучшее:
« Вероятно, другие бы впали в отчаяние, но непреклонные старообрядцы, невзирая ни на что, упорно двигались вперед. Было в этих людях нечто значительнее мускулов – это сила Духа, позволяющая совершать невозможное».
В лагере Корнею отец Илларион рассказывает философскую притчу:
Один человек пришел к апостолу и попросил: «Мне чужда мирская суета, помоги, укажи путь к Богу». Апостол, в свою очередь, спросил: «Скажи, а кого ты любишь?» -
«Ты не понял меня. Я необычный человек. Мне чуждо все земное. Подскажи, где он, путь к Богу?» Апостол задумался и ответил: «Иди и полюби кого – нибудь».
В религиозном смысле позиция автора к вере ясна, и я ней согласна: пути к Богу разные, но, говоря словами Шамиля из лагеря, где отбывал наказание Корней, «цель одна, а мы – братья».
Вот те немногие вопросы, над которыми я размышляла, читая роман «Золото Алдана».
Заключительное слово учителя.
Роман нас учит многому: «Не стоит жизнь под живот подлаживать. Главное – добро творить, тогда благодать в душе поселится. Работа должна приносить удовольствие, а результат труда радовать взор каждого».
Не все становятся в жизни героями, не все получают награды за труд, но важнее личная удовлетворенность человека в том, что он от души работает и находит удовольствие в труде. Важно видеть значимость своей деятельности для общества, а не для начальника или только для карьеры:
Несколько слов о названии романа. Золото – это те люди, герои, образы, которые живут и действуют в романе. Именно те герои, которые, несмотря на трудности, лишения, потери, трагедии и обиды сохраняют свою нравственную чистоту, являются настоящим «людским золотом».
Встреча с хорошей книгой – большая удача для читателя. Вот как значение книги оценивает автор устами своего героя: «Книга есть запечатленные на бумаге мысли посредством слов, мысли человека, который оставил нам в наследство все богатство души, накопленное им самим. Стало быть, в книгах заключены души людей, живших до нашего рождения, а также живущих ныне».
В творчестве писателя Камиля Зиганшина мы видим богатство его души.
Автор щедро делится этим богатством с нами, и наши души наполняются крупицами нравственного золота. Имя Камиля Зиганшина уже вошло в энциклопедию литературной жизни современного общества, а его творчество нашло своих поклонников.
Использованная литература.
1. Камиль Зиганшин. Золото Алдана. – Казань, 2012.
2. Замлелова Светлана. Зиганшин К.Ф. «Золото Алдана»/ «Бельские просторы». - 2012, № 10.
3. Игорь Малютин. Воспевающий природу и людей/ Истоки – 2012, 29 августа.
4. Екатерина Иванова. Так говорил Сибирич/ «Литературная газета» - 2011, № 20.
Давлетшина Л.Б., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ села Верхние Бишинды, Шайдуллина А.К., директор МАУК "МЦБ" муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан