Мир Камиля Зиганшина. Равиль Бикбаев, Народный поэт Башкортостана
В начале девяностых годов прошлого века появились первые произведения Камиля Зиганшина «Маха или история жизни куницы», «Боцман или история жизни рыси». Затем были опубликованы охотничья повесть «Щедрый Буга», роман «Скитники».
В литературу пришел новый писатель с очень своеобразным жизненным материалом. В его книгах перед читателем открылся совершенно новый мир, в которой до этого еще не проникал взгляд современных авторов. Описываемый Камилем Знганшиным мир - это потрясающая по своей необычайной красоте восточносибирская природа, это суровый быт старообрядческой общины, жизнь эвенков, якут, удэгейцев, это взаимопонимание человека, зверей и птиц.
Некоторые считают обязательным, чтобы писатель имел богатую па события биографию, прошел необычайные испытания бывалого человека. Можно поспорить с таким утверждением. Но бесспорно одно: писатель должен хорошо знать ту среду, о которой пишет. Только тогда появится настоящее произведение. Об этом ярко свидетельствует писательская судьба Камиля Зиганшина.
Камиль Фарухшинович Зиганшин родился 15 марта 1950 года в поселке Кандры Туймазинского района Башкортостана в семье кадрового офицера. Детство и юность прошли на Дальнем Востоке в военных городках, разбросанным по самым глухим таежным местам Хабаровского и Приморском краев.
Прежде чем взяться за перо и пробовать свои силы в творчестве, Камиля Зиганшин работал в геологических партиях, ходил матросом на китобойце, четыре сезона работал штатным охотником, промышлял соболя в Лозовском госпромхозе в отрогах Сихотэ-Алиня.
Этот богатый жизненный опыт, накопленные нелегким трудом в молодости наблюдения, знания и навыки дают возможность писателю гак зримо и достоверно описать тайгу и жизнь ее обитателей, раскрыть великую мощь природы, вечную связь природы и человека. В своих произведениях автор с большой любовью и знанием рассказывает о повадках диких животных, о жизни северных народов, о нелегком труде охотника-промысловика, о своеобразном укладе старообрядческой общины, затерявшейся в дебрях Восточно-Сибирской тайги. В произведениях Камиля Зиганшина мы находим ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека и окружающей его среды. Кто есть современный человек, царь природы или ее дитя? К чему приведет в конечном счете наши связи с природой: гармонии или дисгармонии, дружбе или вражде?
Читая повести и романы Камиля Зиганшина, я часто вспоминал строки Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
И как я был обрадован, когда услышал, что один из героев нового романа писателя «Золото Алдана» поручик Орлов в таежной глуши произносит эти слова великого лирика.
После знакомства с повестями и романами Камиля Зиганшина глубже понимаешь, что природа - это храм, а не фабрика по обслуживанию человека и начинаешь сознавать, что мы, люди - ее часть и наша задача не покорять природу, а только бережно использовать ее на службу человечеству там, где это необходимо и возможно.
Новым явлением в творческом росте писателя стал роман «Золото Алдана» - своеобразное продолжение «Скитников». Здесь прослеживается жизнь нового поколения старообрядческой общины - трудные судьбы целеустремленных людей огромной воли, физической выносливости и духовной стойкости. Их путь полон тяжелейших испытаний и потрясений, великих потерь и новых завоеваний, достигнутых упорным трудом. Крушения уносят последние бревна из налаженного уклада и люди с нового колышка снова начинают устраивать свою жизнь. В таких условиях невозможно жить безмятежно. Но для героев Зиганшина главное — духовная гармония, и внешне, и внутренне, и физически, и нравственно быть с миром в согласии. Они дружат с беркутом, с медведем, дорожат благами земли.
Все в мире взаимосвязано, нигде нельзя скрыться от бед и соблазнов столкновений и разрушений большого мира. И в таежных дебрях жизнь люден ломают и уродуют постигшие державу потрясения. Даже казалось бы непоколебимая старообрядческая община дает трещину. Возведенные с таким упорным трудом своеобразные селения - крепости пустеют, превращаются в скиты — призраки. Гибнет в огне маленький гарнизон белогвардейских офицеров. Рушатся древние заповеди эвенков и якут.
А ведь вначале казались непоколебимыми мир и покой в тайге. В памяти остается такая умиротворенная картина: «Установилась такая тишина, что было слышно позвякивание конской сбруи и чмокание жеребенка, припавшего к вымени матери». Но эта тишина полна тревоги, потому что «люди смотрят друг на друга через прицел винтовки».
Да, все в мире взаимосвязано. Даже такой стойкий человек как Корней не устоял перед сатанинскими соблазнами взбесившегося мира - изменил своей общине, своим близким людям, совершил великий грех.
Грехи наказуемы и Бог - высший судья. Если вдуматься, слова cуд, судить, судьба - все одного корня. Бог наказал и Корнея - человека с чистой душой. Двенадцать лет он провел в лагерях. И последняя страшная кара: • застрявшего в расщелине скалы Корнея волки загрызли ступни ног. Совершилось суровое возмездие. Невольно возникает ассоциация: самый сильный из старообрядцев Корней остался без ступней, лишился нормального движения. Значит, и его община лишена движения в будущее, она оказалась в тупике.
После чтения сцены такой жуткой трагедии, беспощадной расправы над человеком невольно вспоминаешь обглоданную рыбу - великана из рассказа Хемингуэя "Старик и море". В одном случае - рыба, в другом - обгрызанный человек.
О названии нового романа "Золото Алдана". "Алдан", "алтын" тюркских языках означает золото. Значит, здесь дважды повторяется слово золото.
Людей с древности притягивает к себе этот край обилием драгоценного металла. Золото в романе становится символом, источником зла и несчастий. Сколько людей гибнет из-за этого «желтого железа». Нажива ради наживы, грабежи ради наживы. Описываемые здесь столкновения порою страшнее эпизодов из фильма «Золото Маккени». Землетрясения есть и в «Золоте Алдана» Рушатся не только горы. Рушатся вековые устои, гибнут великие духовные ценности. События давних лет, описываемые в этом произведении перекликаются с грохотом обвалов в последнем романе Чингиза Айтматова «Когда падают горы».
Жизнь меняется, мир обновляется, но старые проблемы останемся актуальными и сегодня. Тревожные мысли, волновавшие героев повестей и романов Камиля Зиганшина, произносимые ими в монастырях и скитах слова очень созвучны с современностью. Вслушаемся в некоторые из них: «Кто затевает раскол, от него сам же и гибнет», «Если бы не раскол, то и смуты нынешней не случилось! Ведь до раскола все мы были вместе, как един кулак», «Завистливые и вороватые народились... Встарь на Руси не ведали эдакого воровства да пьянства. Это все - происки антихриста...»
А разве не поучителен такой разговор в келье настоятеля:
- Терпение, быть может, и есть ценнейшее качество нашего народа! подытожил старец.
- Но вместе с тем, пожалуй, и горе, - мягко возразил Игумен...
Камиль Зиганшин по образованию радиоинженер. Окончил Горьковский политехнический институт в 1973 году. С 1975 года постоянно живет в Уфе. Трудится в сфере связи. С 2004 года - учредитель и генеральный директор предприятия связи «ШОК», основными направлениями деятельности которого является проектирование, поставка и пуско-наладка сетей радио, радиотелефонной и спутниковой связи.
Наряду с бизнесом постоянно ведет благотворительную работу. Являясь учредителем и председателем Фонда защиты диких животных Республики Башкортостан, занимается материальной Поддержкой охотинспекторов, егерей, охотоведов, лесников, писателей и журналистов, активно борющихся с браконьерством или занимающихся изучением биологии диких животных Фонд регулярно проводит конкурсы на звание «Рыцарь леса».
Своей главной удачей в жизни Камиль Зиганшин считает безошибочный выбор умной, очаровательной жены Татьяны, которая подарила ему пятерых детей (двух сыновей и трех дочерей). А главной ошибкой-то, что в свое время не согласился с мнением жены, что в семье должно быть семеро детей.
Писатель убежден, что осуществление невозможного - возможно, все приходит вовремя тому, кто умеет ждать и успех - это награда за труд.
И в своей профессиональной деятельности и по писательском} призванию Камиль Зиганшин остается связистом, объединяя людей, сближая события давно минувших дней с современностью. От произведения к произведению творческий мир писателя расширяется, углубляются его художественные и философские искания. Его произведения - это воспевание природы, гимн мужеству и нравственной стойкости человека, призыв к гуманизму и доброте. Творчество Камиля Зиганшина озарено добротой и любовью.
Февраль, 2010г.