Мысли о романе «Золото Алдана». Асия Шаяхметова, ветеран труда, бывший учитель русского языка и литературы, культуры Башкортостана
Роман Камиля Зиганшина «Золото Алдана» - это новое явление в современной литературе и современной жизни. Он заполнил тот вакуум, который образовался после произведений В.Распутина, В.Астафьева, Ч.Айтматова, С.Залыгина.
Книга как будто многослойный пирог: это и полная драматизма жизнь староверческой общины, и горькие страницы истории нашей страны, и философские размышления о правде и лжи, о добре и зле, о вечных человеческих ценностях, это и могучая природа Сибири во всей ее красе с ее непролазной тайгой, с ее лесистыми сопками, бурлящими реками.
В центре – люди, чьи биографии, очень мало похожие на наши; это старообрядцы, которые сумели сохранить в себе, пройдя суровые испытания, неимоверные трудности быта, жесточайшее гонение властей, совестливого человека, духовность, свою веру. Показывая столкновение малой и большой истории России писатель показывает борьбу добра и зла. Чувствуешь: вот-вот скит будет уничтожен, но злодеи умирают, а скит выживает. Как будто сама природа противится тому, чтобы был нарушен покой заповедного края. Захватывает описание быта скитников, их близость естественному порядку вещей, их трудолюбие так подробно и любовно описаны, что проникаешься к ним уважением. Ничто не поколебало их уверенность в неизбежности своего пути. Большое внимание они придают воспитанию детей, считают, что человек с детства должен чувствовать ответственность за свою жизнь, свои поступки.
Скитники не сразу прощают предательство по отношению к семье. Долго не могли простить Корнея за его грехопадение (увлечение чужой женщиной). За минутную слабость он платит страшную цену – вечное изгнание из родного дома, 12 лет лагерей.
Невозможно рассказать о всем богатстве этого романа. Психология каждого персонажа раскрывается лишь через действия, автор ничего не объясняет, предоставляя читателю многое додумать и осмыслить, т.е. требует от него интенсивной работы души, погружения в глубины как человеческой души, так и отечественной истории. Особенно врезаются в память события, связанные с белыми офицерами, людьми чести и порядочности, которым по воле истории пришлось нарушить законы человеческого общежития. Загнанные в тайгу белогвардейцы не могут понять, почему они проиграли: «Мы запутались в вечных вопросах: что правда, что ложь, кто виноват и что делать? Для меня теперь совершенно очевидно, что в гражданскую выбор шел между двумя равновеликими неправдами», – так ответил на это Хлебников.
Таких философских рассуждений в романе довольно много. Они помогают получше узнать героев.
Мудрый философский ответ дает наставник Григорий на известие Корнея о том, что Лешак все золото, что за эти годы намыл, пустил на восстановление староверческого монастыря: «Многомудрое решение, кто смог отказаться от излишеств, тот предостерегается от лишений. Ведь само по себе богатство не приносит счастья, ибо счастье и Божью благодать в полной мере можно ощущать, только делясь с другими». Читаешь эти строчки и думаешь, когда же наши олигархи придут к такому мудрому решению.
Мы видим наших героев и через их отношение к природе, их понимание, что они сами часть природы.
Природа у Камиля Зиганшина – второй, равноправный с человеком герой, живой и родственный человеку, но живущий своей свободной самостоятельной жизнью.
Обладая способностью разглядеть за внешней неброскостью внутреннее очарование и красоту природы, К.Зиганшин сумел создать реалистически достоверные картины природы Сибири.
Что природа жива, и жизнь течет по ее сокровенным законам, писатель передает одушевляющими глагольными метафорами, эпитетами, сравнениями:
тайга нежилась в летней истоме
угрюмые ели
могучий кедр слега постанывал, отмахиваясь ветвями-лапами
березка, падая, попыталась опереться на соседку
снег заскрипел, запел под полозьями
снег лежал слоистым салом
ветер не заглядывал сюда
равнина, залатанная темно-зелеными лоскутами ельников
обласканный теплым ветерком снег
реки задышали знобким холодком
Здесь мы видим сокровенно-любовное отношение самого автора к природе, ко всему живому вокруг себя. Так относятся к природе и скитники. Совестливое отношение к природе – критерий отношения писателя к своим персонажам. Он считает, что единение человека с природой в процессе труда – главное условие нормальной счастливой жизни. В романе природа слита с человеком, они дополняют друг друга. Недаром К.Зиганшин на главной странице своего сайта пишет: «Хотите быть счастливыми – чаще общайтесь с природой». А его девиз дополняет эту мысль: «Ни при каких обстоятельствах не опускать руки. Общение с природой помогает в этом – дает силы». Не этим ли объясняется, что, несмотря на трудности, гонения, скитники до сих пор не изменили себе, хотя уже расколу три с половиной века, потому что их мировоззрение, как и у автора – трудолюбие, праведность, бережное отношение к природе, к себе, к людям.
Я считаю, что «Золото Алдана» не только исторический роман, но и роман-предупреждение. Об этом автор говорит устами Сибирыча: «Ты должен понимать, что земля такой же организм, как и вы. Ее лик, как лицо человека, со временем меняется… Участившиеся природные катаклизмы – это реакция Земли. Ураганами, землетрясениями и цунами она выражает человечеству свой праведный гнев. А вот ваша община живет в согласии с природой. Так и надо бы жить всем – о том мечтает Создатель». Как видим, всем своим романом автор показывает нам, что природа жива, и к ней нужно относиться уважительно, что, как и скитники, мы можем выжить, если будем жить в гармонии с природой, что она добра к тем, кто к ней милостив. Уничтожая природу, человек уничтожает источник жизни, т.е. уничтожает себя.
Книга называется «Золото Алдана», но она не похожа на произведения Джека Лондона о золотой лихорадке, где герои умирают из-за драгоценного металла. Действительно, здесь та же мысль: золото несет людям зло. Но на наших героев оно не оказывает никакого влияния, т.к. скитники выше жадности. Они понимают, что это – дар природы. Они выдерживают любые соблазны – так высока их нравственность!
Настоящее золото Алдана – это герои романа К.Зиганшина. Думается, что название книги метафорическое.
P.S. Прочитаны страницы романа, положено начало знакомству с нашим замечательным писателем. Но это только начало. Хотелось бы, чтобы эту книгу внесли в программный список для чтения по литературе, по культуре Башкортостана. Ведь так важно, что появился роман, который действительно может оставить след в умах и сердцах молодого поколения, заставит их задуматься о смысле собственной жизни, о взаимоотношениях Человека и Природы. Ведь он учит жить в согласии с природой, с миром, с собой, учит добру.
Велико его воспитательное значение!
Без сомнения, произведение «Золото Алдана» достойно премии Салавата Юлаева.
Камиль Зиганшин в непрерывном странствии по дорогам Земли, в разговорах с встречающимися ему людьми, в тесном единении с природой постиг смысл своего назначения – назначения Человека на земле – делать добро! А это не только его «Рыцари», его фонд, это и роман «Золото Алдана».
После чтения книги задумаемся над этим. Все ли мы, пришедшие на эту Землю, делаем добро? А роман учит этому!