Камиль Зиганшин принял участие в экспедиции по местам традиционного проживания удэгейцев
В дебрях Уссурийского края: по следам экспедиции В.К.Арсеньева
Писатель и путешественник, Почётный председатель Башкирского отделения Русского географического общества Камиль Зиганшин в июле 2019 года принял участие в экспедиции по местам традиционного проживания удэгейцев, или, как называл их один из первых исследователей этой народности Владимир Арсеньев — «лесных людей».
Целью этой непродолжительной по времени (пять дней) и протяжённости (двести десять километров на вездеходе по марям и предгорьям древнего хребта Сихотэ-Алинь, плюс сто сорок километров на лодке по горной реке Хор и её притокам), экспедиции было изучение современного состояния народа удэге, издавна населяющего бассейн реки Хор.
Нам сразу повезло: в «столице» удэгейцев – селе Гвасюги, нас встретила знаменитая Валентина Тунсяновна Кялундзюга, более тридцати лет проработавшая главой администрации поселения, а сейчас занимающаяся защитой прав коренного населения, а также подготовкой издания очередной книги «Легенды и сказки народа удэ» и русско-удэгейского словаря.
Она уговорила нас не торопиться с заходом в тайгу и побывать на празднике четырёх удэгейских родов. Мы с радостью согласились и не пожалели.
За два дня увидели, как выделывают шкуры, шьются изделия из кожи с изумительными орнаментами, кстати, в качестве ниток используются нити из оленьих сухожилий. Узнали, как выдалбливаются из цельного ствола тополя лёгкие лодочки – оморочки, и большие лодки – баты. Наслушались национальных песен удэгейцев.
Отведали массу национальных блюд, особенно понравилась тала из сырой рыбы: ленка и хариуса.
Посетили местный музей. На фото стою в национальном костюме, подаренном хозяевами.
Рядом с музеем стоит памятник писателю Джанси Киманко, написавшему повесть «Там, где бежит Сукпай».
Дети и взрослые танцевали под аккомпанемент бубнов.
Самое сильное впечатление произвели театрализованные представления сцен охоты на изюбря и на медведя (их я снимал на видео и размещу отдельно).
По завершении программы состоялось фотографирование участников и гостей праздника, награждение лучших народных коллективов.
Вечером на берегу Гвасюгинки запалили высоченный (метров пять высотой) костёр, вокруг которого камланили сначала шаманы, а потом учились бить в бубен все желающие.
Водная часть маршрута заняла три дня. С проводником Виктором Кялундзюга поднялись на лодке до самого труднопроходимого притока Хора — реки Чукен. Благодаря большой воде, пороги и шиверы проскочили без осложнений,
посетив по пути промысловые избушки удэгейцев — членов национальной охотничьей артели.
Порадовало то, что все зимовья хорошо оборудованы для длительного проживания, в некоторых есть даже баньки.
Вечерами рыбалили двумя спиннингами. Улова ленков хватало и на уху и на талу.
Двух небольших тайменей, позарившихся на блесну, выпустили – пусть подрастают. По берегам, покрытым характерными только для уссурийского края породами деревьев, густо обвитым лианами дикого винограда, кишмиша и лимонника, то и дело видели косуль, аистов, цапель, бурундуков, глиссирующих по воде уток, огромных махаонов и изумительных по красоте саранок.
Расстроили большие мрачные стаи бакланов. Виктор сказал, что раньше этих прожорливых рыболовов тут не было. С их появлением хариуса стало намного меньше. Да и ленков уже заметно поубавилось.
По результатам экспедиции будет подготовлен подробный письменный и фотоотчёт. Если коротко резюмировать увиденное, уже можно сказать следующее.
Активистами во главе с Валентиной Кялундзюга и «мэром» поселения Александром Радзиевским ведётся работа по сохранению не только культуры народа удэге (местный ансамбль «Су гакпай» с успехом выступал в Франции, Италии, Германии, Швейцарии, а также на Международном фестивале фольклора в Канаде), но и удэгейского языка. Уже изданы учебники для первого и второго классов, готовится к изданию для третьего класса. Удивило то, что министерство образования исключило из школьной программы урок по национальному прикладному искусству. Всего-то и был единственный час в неделю.
За национальной охотничьей общиной «Удэ» закреплены промысловые участки по реке Чукен и частично по Хору. К сожалению, в ряде мест продолжается вырубка лесов не только местными леспромхозами, но и иностранными компаниями.
В Гвасюгах имеется старенькая школа (спортзал и вовсе в аварийном состоянии).
А вот детский сад весьма симпатичный.
Медпункт с машиной скорой помощи («буханка»), метеостанция,
два магазина, национальный музей (само здание, правда, в ужаснейшем состоянии).
Силами неугомонного Александра Сусликова, построен висячий мост, соединивший, наконец, обе части села – во время разлива переправлялись на лодках.
Для связи с миром установлены два таксофона. Дорога в райцентр (150 км) поддерживается, но местами «убита» в полном смысле этого слова лесовозами.
Вечная беда малочисленных народов – алкоголизм — заметно ослабла: пить стали намного меньше. Тем не менее, до обидного мала продолжительность жизни мужчин – самому старшему всего 66 лет!
Многие молодые семьи строятся и благоустраивают свой быт.
У их детей светлые, чистые, улыбчивые лица. За ними будущее этого гостеприимного и приветливого народа.
3 августа 2019 года. Камиль Зиганшин