Впечатления от путешествия по Южной Америке (Кругосветные путешествия): Глава 7. Окрестности Куско. Перу.

Путевые заметки Камиля Зиганшина
Пача-Мама

ГЛАВА 7. Окрестности Куско (Перу)

В предыдущей главе мы немного покопались в драматической истории империи Инков, а теперь давайте вернёмся в нынешнее Перу.

Обследовав крепость, мы переместились на соседнюю гору, где в отдельно стоящей скале пробит лабиринт Кхенко.





Осмотреть его целиком не удалось, поскольку значительная часть завалена камнями. Остался свободным лишь проход к массивному «столу» на котором совершались хирургические операции – считается, что Кхенко был медицинским центром империи.






Кстати о врачах. Проведённая в 1863 году экспертиза черепа инка с вырезанным квадратом кости, показавшей уникальность этой операции. Более поздние исследования других трепанированных черепов привели к выводу о том, что инки владели редкостными приёмами хирургической техники, дающих поразительный результат: половина пациентов после трепанации совершенно излечивалась.



Вот так – у инков были свои нейрохирурги!
На следующий день мы отправились в поездку по разбросанным в горах крепостям. Посетили сначала неприступный Писак, следом Ольянтайтамбо — великолепно сохранившуюся цитадель на труднодоступном скалистом утёсе с жилым городком у подножья. Расположена она в верховьях реки Урубамба на высоте 3500 метров.





Мощные крепостные и церемониальные постройки придаёт ей сходство с туповерхой пирамидой.



К ней поднимаются каскады узких земледельческих террас, рассекаемых одной единственной каменной лестницей. Ступени довольно высокие. По ним не только подниматься, но и спускаться тяжело.





Часть башен встроена, как ласточкины гнёзда, прямо в отвесные скалы и добраться до них не всякому альпинисту под силу. А в некоторые можно проникнуть лишь через тайные ходы, пробитые в горе.
Эта крепость, пожалуй, самая неприступная. (Испанцы в 1536 году попытались было захватить Ольянтайтамбо, но безуспешно. Отряд Писсаро был вынужден с большими потерями отступить).
Внутри неё сохранились остатки храмовой стены, состоящей из шесть увесистых, четырёхметровой высоты, розовых, хорошо отполированных монолитов, соединённых перемычками из того же материала. Вес одного блока достигает 25 тонн. Смотришь и не понимаешь, как инки подняли их сюда. Гид рассказал нам лишь, как их раскалывали. Надо признать, очень оригинальный способ: выдалбливали в глыбе сквозные отверстия, забивали в них высушенные деревянные колья, а затем постоянно поливали водой. Дерево разбухало и, в конце концов, разрывало камень в заданной плоскости.
Каменоломня, где вырубали и обрабатывали строительные блоки, находилась на противоположной стороне долины в трёх-четырёх километрах от Ольянтайтамбо. Там, а также на пути к нему, до сих пор лежат уже готовые, но так и не «доехавшие» до пункта назначения, блоки. Местные жители про них говорят ласково — «уставшие камни» и относятся к ним с благоговейным почтением.



Своё название цитадель получила от имени мятежного генерала Ольянтай. Он и дочь Верховного Инки очень любили друг друга, но отец-император был против их брака. Отважный Ольянтай укрылся с возлюбленной в этой крепости и за несколько лет превратил её в совершенно неприступную цитадель.



В память о столь романтичной и жертвенной любви в народе из уст в уста веками передавалась песня «Ольянта», дошедшая до наших дней:



Если даже с думой злою
Сам утёс могучий горный
В сговоре со смертью чёрной
На меня пойдёт войною,
Выйду в бой я с этой силой
И без страха драться стану,
Чтоб живым иль бездыханным
Пасть к ногам голубки милой.

Вот такая безграничная и романтичная любовь! Современным женщинам о подобном преклонении и готовности мужчины отдать жизнь ради любимой, похоже, остаётся только в мечтах грезить…
Запечатлев крепость, спустились, продираясь через заросли кактуса, к реке



и пообедали под зажигательную музыку местного фольклорного ансамбля.

Остаток дня провели в глухой горной деревушке,







где жизнерадостные и смешливые молодые ткачихи детально знакомили нас сначала с процессом получения пряжи из шерсти лам, альпак, а затем её окраски в разные цвета. Оказывается индейцы для этого используют только природные компоненты: толчёные камни, растения, корни, сушёных насекомых. С их помощью, не прибегая к химии, они получают до двадцати цветов, а оттенки меняют, добавляя в краситель окислители, например, сок лимона.
В следующем дворе продемонстрировали, как ткут на примитивном ручном станке, из полученных нитей прочное полотно с замысловатым, многоцветным геометрическим орнаментом.
Потом продемонстрировали на ручном станке, как ткут из полученных нитей прочное полотно с замысловатым, многоцветным геометрическим орнаментом.



Что любопытно, индейские орнаменты очень похожи на башкирские и татарские. Сравнивая строение тела, тип лица, традиционные элементы культуры находишь столько сходства, что невольно напрашивается парадоксальный вывод: башкирский и индейские народы произошли от одного корня. И теперь не кажется фантастической гипотеза писателя, историка и этнографа Зинурова Рафаила о башкирских корнях индейских племён. Это подтверждают и исследования американских учёных из Пансильванского университета. Результаты анализа ДНК привели к выводу, что коренные американцы имеют сибирское происхождения. Что скорей всего они выходцы с территории Алтайского края и перешли на американский континент 13-14 тысяч лет назад.

В заключение ткачихи нам продемонстрировали выставку гончарных изделий и напоили бодрящим чаем из листьев коки. Считается, что он помогает быстрее адаптироваться к высоте. Недаром в империи инков кока считалась священным растением.
Её регулярно жевали для восстановления сил курьеры-скороходы (часки), являвшиеся основными информационными каналами, связывающими империю, вытянутую с севера на юг на пять тысяч километров, в единое целое. Благодаря в том числе и коке они невероятно быстро преодолевали огромные расстояния по знаменитым инковским дорогам, мощёным плитами и обсаженным с двух сторон плодовыми деревьями. Там где путь преграждали горы, инки пробивали тоннели, а через бездонные пропасти перебрасывали висячие мосты.



На самых высоких перевалах у дороги делали площадки с навесами. Под ними гонцы и пешеходы могли отдохнуть и насладиться открывавшейся на многие километры панорамой гор, таких высоких, «что казалось их вершины упираются прямо в небо, а каньонов таких глубоких, «что казалось дно достигает центра земли». Кроме того, вдоль всех дорог через каждые 25 километров располагались постоялые дворы,



а через каждые примерно 3 километра – посты с дежурившими гонцами. За счёт этого расстояние в 2000 километров по горам





и долинам



часки преодолевали за четверо суток!!
Основу транспортной сети империи составляли четыре магистрали. Они проходили через все крупные селения.



От некоторых сейчас остались одни стены.



Самая длинная называлась Тропой Повелителя (или Царской дорогой) и имела протяжённость 5200 километров! Она начиналась на территории современной Колумбии и, пересекая перевалы высотой 5000 метров, заканчивалась почти у южной оконечности Чили.
В наше время часть этих дорог продолжают использовать. Так, когда в Эквадоре мы на велосипедах ехали к вулкану Котопахи, часть пути проходила как раз по Царской дороге.
На этом сегодня завершаю.



В следующем отчете подробно расскажу о знаменитой Мачу-Пикчу.

А сейчас позвольте преподнести всем нашим очаровательным женщинам эти изумительные цветы:



Вернуться на главную к списку новостей.