Впечатления от путешествия по Южной Америке (Кругосветные путешествия): Глава 5. Древняя столица инков -- Куско

Путевые заметки Камиля Зиганшина
Пача-Мама

ГЛАВА 5. Древняя столица инков - Куско.

В Арекипу вернулись в сумерках и сразу пересели на автобус, направляющийся в Куско – древнюю столицу Империи Инка, именовавшуюся на языке индейцев племени кечуа — Тавантинсуйу (Земля Четырёх Сторон Света). Эта империя объединяла территорию нынешних Перу, Боливии, Эквадора, частично Чили, Аргентины и Колумбии. Ехали всю ночь. Судя по карте, дорога петляла по весьма живописным местам, но воочию убедиться в этом, из-за темноты, мы не могли.
К городу подъехали с первыми лучами солнца, осветившими множество ярко-оранжевых квадратиков, густо залепивших овальную впадину и отчасти склоны гор.



Если прежде в Перу мы повсеместно видели крыши покрытые листами оцинкованного железа и профнастила, а то и просто плоские бетонные площадки с нацеленной в небо торчащей арматурой, то здесь все крыши из черепицы и двускатные – стало быть дожди не редкость. Аэропорт в Куско (как и в Лиме) посреди города, да и железная дорога петляет прямо по улицам в трёх метрах от зданий.
Несмотря на ранний час, тротуары заполнены бегущими трусцой мужчинами и женщинами самых разных возрастов. Я и не предполагал, что индейцы такие ярые приверженцы здорового образа жизни. Ещё одно удивительное наблюдение: мы до сих пор не видели в Перу ни одного курящего. Фантастика!
Впадина, на которой раскинулся Куско, находится в Священной Долине реки Урубамба, являющейся главной осью всей инкской цивилизации. Инки считали, что Млечный путь на небе всего лишь отражение этой реки. Название города переводится с кечуа как «Пуп Земли». В нём жила знать, аристократия, жрецы и их слуги. Город защищали отряды воинов, несущих службу в хорошо укреплённых крепостях, разбросанных по всей долине и на подступах к столице.



К ним вели узкие тропы,



часть из которых проходила сквозь горы:










Под защитой мощных стен инки выращивали на террасах маис, картофель, бобы.



и поливали их водой стекавшей с гор.



Центральная часть Куско расположена на высоте 3400 метров, а его окраины взбираются на сто-триста метров выше. К таким высотам я уже адаптировался – ни намёка на горную болезнь.
Современных зданий мало. Большинство домов построено в 17-18 веках в традициях колониального стиля.



Но как не старались завоеватели придать Куско типично европейский вид, стерев с лица земли следы «языческой» культуры, им это оказалось не под силу – настолько основательны и прочны были постройки инков. Потомки конкистадоров вынуждены были надстраивать свои храмы и здания прямо на не поддавшихся разрушению стенах и фундаментах.

Поселились мы в отельчике, в узеньком проулке ( настолько узком, что и маленькому грузовичку не проехать), мощёном, как и все улицы, твёрдым вулканическим камнем, прямо у стены громадного монастыря Санта Доминго.



Прежде на его месте красовался храм Кориканчу, построенный специально для главного божества инков — Отца Солнца (Инти), от которого, как утверждали жрецы, и вели своё происхождение инки. В Куско прославляли Инти не случайно: уровень ультрафиолетового излучения здесь самый высокий в мире!
Стены храма, их называли Золотой стеной, в те времена были облицованы семьюстами листами золота, каждый весом два килограмма. А крыша облицована позолочёнными листами. Храм так сверкал на солнце, что был виден со всех сторон.
Внутри храма находился огромный диск, отлитый из чистого золота. Он крепился к алтарной стене таким образом, что по утрам солнце отражалось в нём, и диск сиял нестерпимым блеском. Видя его, трудно было не поверить в существование богов.
Внутренняя площадь храма — «Солнечное поле», была заставлена статуями пумы, ягуаров, лам, змей в натуральную величину из чистого золота. "Росло" целое поле золотой кукурузы (маиса). По свидетельству конкистодоров на каждый початок приходилось не менее 0,3 кт. золота.
На ветвях деревьев сидели золотые птицы, на цветах – бабочки. Их крылья, благодаря удивительной пластичности самородного золота, были такими тонкими, что просвечивали на свету.Но вся эта красота была переплавлена «культурными» испанцами в звонкую монету. Сохранились лишь небольшие фрагменты.



Большая часть стен Кориканчу устояла перед вандализмом испанских строителей, и мы имели возможность увидеть, с какой точностью подогнаны друг к другу многотонные каменные блоки. Благодаря пазам и выступам, соединяющим их, они так прочно сцеплены друг с другом, что сохраняли целостность даже при самых разрушительных землетрясениях.



В особо ответственных местах камни скрепляли, заливая в Т- образные пазы расплавленное серебро. Застывавший профиль, похожий на рельс в разрезе, соединял их намертво.
Но сначала мы прошли по улицам


и осмотрели другой архитектурный шедевр — кафедральный собор на центральной площади Оружия. (На ней в 1572 году был казнён последний инкский вождь — Тупак Умару).





Слышимость внутри него изумительная. При всей внушительности сооружения в его линиях и арках поражает удивительная лёгкость, воздушность. о всём чувствуется необычайная лёгкость. Своды белые, не давят. На стенах, выложенных из светло-серого камня, писанные маслом картины с сюжетами из жизни Христа и Девы Марии, чередуются с резными панно из красного дерева. На устремлённой в небо колокольне уже 300 лет висит семидесяти пудовый колокол из золота.
Когда мы вошли, на клиросе торжественно и проникновенно пели мою любимую «Аве Мария». Потом мне весь день чудилось, что с небес продолжает литься эта божественная мелодия!
Как не противились испанцы, в архитектуре местных католических храмов всё равно заметно влияние культуры инков. Так, например, костёлы увенчаны не остроконечными шпилями, а полусферами наподобие башкирских юрт.



В Куско дух древней цивилизации ощущается на каждом углу. Поэтому туристов, несмотря на конец сезона, здесь и сейчас довольно много. Горожане приветливы.



Порой казалось, что они и живут тут лишь для того, чтобы демонстрировать гостям уникальные достопримечательности своего города.



Вот на этой фотографии запечатлён момент окраски шерсти.



А на этой — ткачиха за работой:



Что любопытно индейские орнаменты в одежде очень даже похожи на башкирские и татарские.



В музее познакомились с замумицированными представителяит древней цивилизации.



До темноты успели ещё подняться на столообразную, господствующую над городом вершину на которой высятся руины крепости Саксайуаман ( в переводе с кечуа — Хищная птица серокаменного цвета) с тремя вместительными башнями, десятками бастионов и мощными, в три ряда зигзагообразными стенами, сложенными из циклопических, тщательно обработанных блоков самых разных форм и размеров.



Вес самого крупного монолита достигает 350 тонн при высоте 8,5 метров! (Для сравнения — вес наиболее тяжёлого блока в египетской пирамиде Хеопса всего 15 тонн). При этом инки с такой точностью подгоняли блоки друг к другу, что между ними невозможно даже лезвие ножа просунуть.



Подобная точность избавляла древних строителей от необходимости использовать скрепляющий раствор.
Нам трудно понять как они так ровно кололи, пилили, перемещали, поднимали и устанавливали эти необычайно твёрдые, колоссальных размеров монолиты. Тем более, что инки не знали ни колеса, ни рычага (по крайней мере не применяли их), представления не имели о железе (его им заменяло серебро и золото). Археологическими исследованиями установлено, что обработка камня велась либо при помощи каменных зубил, либо с использованием медных и бронзовых инструментов. А при строительстве использовались отвес и уровень, представляющий собой плоскодонный сосуд, заполненный водой.
Кололи глыбы гениально простым способом: выбивали ряд отверстий и, вставив в них колышки из дерева, постоянно поливали их. Древесина, разбухая, раскалывала монолит в заданной плоскости.
Не удивительно, что сам вид этих сооружений вызывал у первых европейцев суеверный ужас. Они полагали, что блоки перемещались при помощи чародейства дьявола. Как бы там ни было, ясно одно: великие американские цивилизации шли своей дорогой, и она очень отличалась от путей развития Старого Света. Поэтому и сегодня многое из того, что мы видим в Перу, кажется нам невероятным. А на самом деле всё это достигнуто индейскими цивилизациями напряжением собственных сил, без вмешательства демонов. И соответствовало мироощущению этих народов, органичному окружающей их природе.
Когда видишь подобные творения древних, кроме восхищения испытываешь ещё и неловкость оттого, что, мы, имея мощную технику зачастую не в состоянии повторить достижения этих умельцев.
Невольно вспомнился отрывок из книги «Надземное»: «Однажды, когда Он проходил с учениками мимо циклопической стены, ученики спросили – что есть единение? Мыслитель указал на мощную кладку:
— Смотрите, как эти камни держат друг друга. Мы не можем сказать, который из них самый главный. Они ничем не связаны, а стоят уже много веков. Их держит лишь единение и естественное соединение плоскостей. Люди придумали скреплять камни глиною и разными искусственными составами, но такие построения быстрее разрушаются».
Крепость Саксайуаман являлась центром всей, хорошо продуманной, оборонительной системы столицы империи Инков. Во внутренних помещениях имелись хранилища для зерна, ёмкости для сбора воды, акведуки, лестницы для подъёма на дозорные площадки. От главных башен в город вели подземные ходы.
Стоя у столь неприступных фортификационных сооружений, невольно задаёшься вопросом – как многочисленная армия инков* умудрилась проиграть войну нескольким сотням испанских завоевателей. Ведь по признанию самих конкистадоров индейские воины отличалась высочайшей дисциплиной и выучкой, имели высокий боевой дух, а превосходно развитая система дорог и складов позволяла обеспечивать военные экспедиции всем необходимым.
В армии инков царили высокие моральные устои: мародёрство жестоко каралось. Пленников было принято освобождать. Причём побеждённым вождям давали высокие административные должности, а народ завоёванной территории, в случае неурожая, обеспечивался из центра продовольствием.
Инкские императоры мудро полагали, что такая политика сводит к минимуму протестные настроения в покорённых племенах. Об эффективности подобной политики свидетельствует то, что за всю историю существования империи не было ни одной гражданской войны.
Армия инков имела чёткую иерархарическую структуру с десятниками, офицерами. На самом верху иерархии стоял главнокомандующий – Сапа Инка — Единственный Инка.



* В империи инков каждый мужчина в возрасте от 25 до 50 лет должен был отбыть пятилетнюю воинскую повинность. Поскольку в период своего расцвета на её территории проживало 12-16 миллионов (аборт карался смертной казнью всех участников преступления) император легко мог в короткий срок собрать армию в 200 тысяч человек. Правда за время опустошительных эпидемий чёрной оспы и кори, принесённых испанцами, за первые годы колонизации население страны сократилось почти наполовину.

Все воины были хорошо вооружены. Во время сражения они сначала пускали в ход пращи. При приближении к противнику, использовали дротики. В рукопашном бою пробивали врагам черепа прикреплённым к плетёному ремню каменным либо золотым шаром с острыми шипами. Ещё в ближней сече использовали дубину-палицу с медным навершием в виде шестигранной звезды.



Когда в страну вторглись облачённые в стальные доспехи, испанцы на конях, с огнестрельным оружием и пушками, инкам пришлось прибегнуть к другой тактике. Для поражения непривычных целей они стали использовать «болас» — три камня соединённые длинными плетёнками из сухожилий лам. Такой снаряд раскручивался и с силой посылался навстречу противнику. Сухожилия обвивались вокруг ног лошади и та падала, увлекая за собой закованного в латы всадника. Но, как известно, не все победы одерживаются в открытом бою
Историки полагают, что одной из основных причин поражения инков было то, что перед началом вероломной экспедиции конкистадоров, империя была ослаблена кровопролитной гражданской войной 1527 – 1532 годов, начавшейся из-за борьбы за наследование трона между сыновьями императора Уайна Капака, умершего от чёрной оспы, занесённой сюда уже рыскавшими по стране католическими миссионерами (разведчиками по совместительству). В решающем бою победил, точнее сказать, совершил государственный переворот, один из младших братьев — Атауальпа (по закону императором должен был стать самый старший – Уаскар, поначалу весьма лояльно относившийся к младшему брату).
Когда в 1532 году на тихоокеанское побережье высадился отряд хорошо вооружённых испанцев под предводительством Франциско Писарро уже не раз, начиная с 1525года бывавшего здесь с командами меньшей численностью, страна ещё не оправилась от междоусобицы и эпидемий оспы и кори. Испанцы выбрали для колонизации очень удачный момент — ситуация для захвата созрела! С ними в этот раз была и группа заранее подготовленных переводчиков. Понимая, что инков в лоб не возьмёшь, Писарро стал действовать по проверенному принципу «разделяй и властвуй».
«Благородного идальго» на этом пути не остановили ни доверчивая искренность, душевная чистота, ни совершенно беспрецедентное гостеприимство «дикарей». Тактика интриг по отношению к индейцам была особенно эффективна поскольку эти прямодушные люди не знали обмана – если человек сказал, что я твой друг, то это не подвергалось сомнению.
В подтверждение этого приведу отрывок из письма конкистадора матери: "... Туземцы не отказывают нам ни в чём. Чего у них не попроси они охотно с каждым делятся и относятся ко всем нам так любезно, что, кажется, готовы отдать свои сердца...".
Заодно идальго умело склонял на свою сторону вождей подвластных инкам племён, внушая, что испанцы пришли сюда «как друзья и союзники», сулил им поддержку в борьбе за самостоятельность.
Тем инкам, которые были возмущены незаконным приходом к власти Атауальпа, Писарро давал слово предать самозванца суду. А самому Атауальпа клялся в дружбе и убеждал, что он самый мудрый и достойный и для упрочнения его власти им необходимо объединиться и устранить старшего брата.
Расположив, таким образом, к себе императора, он убедил его приехать в Кахамарку для дружеской беседы и обсуждения плана действий за совместной трапезой. Оставив своё 30-ти тысячное войско* на подступах к городу, Атауальпа вошёл в него в сопровождении пятитысячной свиты, не взявшей с собой, в виду миролюбивости встречи, оружия. Когда вся процессия оказалась на площади, из засады, по команде Франциско Писарро, со всех улиц ринулись всадники и вооружённые мушкетами стрелки.
Инки были настолько ошеломлены подобным коварством, что даже не защищались. Да и что могли сделать безоружные люди в одеждах из шерсти и кожи, против мечей и изрыгающих огонь и смерть мушкетов европейцев закованных к тому же в железные латы. Кровавое побоище длилось не больше часа. Свиту императора перестреляли и изрубили мечами, а самого Атауальпа пленили. Из испанцев естественно никто не пострадал.
Так европейцы до смешного малыми силами добились первой победы над мощной, но тоталитарной «коммунистической» империей* судьба которой замкнута на одного человека..
*В империи инков не было частной собственности – всем ведало и всё распределяло государство, заботящееся, чтобы все работали, но при этом никто, в том числе старые и немощные, не голодали, были одеты, обуты и имели крышу над головой. Благодаря строгости законов (воровство, коррупция и.т.п. карались смертной казнью) в империи практически не было преступности.

А этот аленький цветочек из Перу — всем женщинам в подарок.



Ваш покорный слуга, Камиль.
Желающие смогут прочитать продолжение ГЛАВЫ 5 дня через три.

Вернуться на главную к списку новостей.