Бикбаев поэт, философ, гуманист
Не могу причислить себя к числу близких друзей Равиля Тухватовича, но то, что между нами были тёплые, уважительные отношения - это правда.
Хорошо помню первую встречу с ним в коридоре редакции литературного еженедельника «Истоки» в начале девяностых. Я заглянул к ним отдать доработанный после замечаний рассказ «Бессонная ночь». Навстречу из кабинета вышел Александр Павлович Филиппов, главный редактор, смужчиной средних лет, интеллигентной внешности с волнистой шевелюрой, профессорской бородкой.
Филиппов кивнул на ходу:
- Дождись,есть интересная идея.*
Когда Палыч вернулся, я, заинтригованный колоритной личностью, не удержался, спросил:
- Кто это у вас был?
- Равиль Бикбаев, принёс стихи для перевода.
*Именно на этой встрече Александр Павлович впервые озвучил идею учредить объединением русскоязычных писателей премию имени Степана Злобина - автора романа «Салават Юлаев».
Регулярно встречаться стали после XIV съезда Союза писателей (1995г.), на котором Равиль Тухватович был избран председателем, а я членом правления. Пересекались по большей части на заседаниях.
Первое время я, взволнованный и вдохновлённый тем, что удостоен чести быть в эпицентре литературной жизни республики, скромно сидел в самом конце длинного стола и, забыв обо всём,слушал выступления Равиля Бикбаева и наших аксакалов: Рашида Шокура, Марата Каримова, Александра Филиппова, Кадима Аралбаева, Хасана Назара о проблемах нравственности, духовности, о состоянии литературного процесса, о рукописях, рекомендуемых к изданию, об ожидаемых юбилеях.Для меня каждая такая встреча с классиками нашей литературы была своего рода творческой школой, уроком мастерства.
Равиль Тухватович никогда не принимал решения единолично.Сначала терпеливо выслушивал мнение каждого, и если был не согласен -аргументированно и доходчиво отстаивал свою позицию. Если в чём-то не разбирался, не считал зазорным обратиться за советом или помощью к более сведущему человеку.
Месяцы спустя,вникнув в суть работы правления, осмелел и сам стал участвовать в обсуждении тем, обозначенных в повестке правления. И как-то незаметно наши служебные отношения переросли в дружеские.Несколько раз он обращался ко мне за помощью, в том числе в решении хозяйственных вопросов.
Так,например,принимая работы по капитальному ремонту здания Союза, Равиль Тухватович, зная, что у меня есть определённый опыт в строительстве,попросил проверить, всё ли из того, что прописано в смете, выполнено, и насколько качественно. В результате появился акт с десятками замечаний о недоделках, которые подрядчику пришлось устранить. Так что юбилей Союза прошёл, можно сказать, в заново рождённом здании.
Когда Равиль Тухватович принял решение не выдвигаться на четвёртый срок, он пригласил меня обсудить, кого предложить съезду на эту должность.
Из озвученных кандидатур я поддержал Азамата Юлдашбаева**. Как оказалось, и Бикбаев считал его самым подходящим на этот пост.
** На съезде Азамата Юлдашбаева и избрали, но минюст выявил нарушения в процедуре голосования, и результаты выборов отменили. Азамат так расстроился, что повторно выдвигаться не стал.
***
Обаятельный и доброжелательный ко всем (нечастое качество для руководителя столь высокого ранга),опрятный и со вкусом одетый, Равиль Тухватович располагал к себе людей с первого взгляда.
Я ни разу не видел его хмурым. Наоборот, всегда бодрый, улыбчивый, излучающий неиссякаемый оптимизм. Именно оптимизм, пожалуй, и был главной чертой его характера. Но за его внешней мягкостью скрывалась, как я не раз убеждался, натура волевая, темпераментная, с богатым внутренним миром и чувством собственного достоинства.
В Равиле Бикбаеве гармонично сочетались природная мудрость, трезвый взгляд,философский склад ума и нежная, ранимая душа. Будучи одним из самых ярких и талантливых представителей творческой интеллигенции башкирского народа, он никогда не кичился своим положением и регалиями,всегда был доступным, приветливым. Уважительно относился ко всем, независимо от статуса и национальности. Равиль Тухватович воистину был Народным поэтом.Его большой, широкой души хватало на каждого.
Он не стеснялся признавать свои ошибки. Когда всем стало очевидно, что избрание председателем Союза Наиля Гаитбаева обернулось катастрофическим ударом по авторитету Союза, я извинился перед Равилем Тухватовичем за то, что убедил членов правления включить Гаитбаева в список для тайного голосования. На что он честно ответил: "Я ведь тоже его поддержал".
Равиль Тухватович любил свою малую родину.Для него не было на земле места красивее деревни Верхний Кунакбай Оренбуржья. Он был счастлив, когда Мустай Карим, которого считал своим учителем, проехал с ним 600 километров, чтобы выступить перед его односельчанами.(Дружбой с Мустай-агаем Равиль Тухватович гордился и ).
Его умная, любящая жена Фарида понимала значимость мужа для культуры республики и старалась оградить его от житейских проблем. Равиль Тухватович всегда подчёркивал, что его Фарида не только красивая, умная и бесконечно добрая женщина, она ещё и очень вкусно готовит. (Я однажды имел возможность убедиться в этом).
***
Равиль Тухватович Бикбаев на протяжении всей жизни плодотворно сочетал общественную деятельность с наукой и литературой, в которую был влюблён с детства. Думаю, именно ненасытная любовь к чтению книг и развила в нем философский склад ума. Он верил в великую силу Слова.Не случайно в одной из работ написал:«Литература – это лучшее средство для защиты здоровья и достоинства народа».
В его научных работах важнейшее место занимали темы башкирского языка, культуры и истории.
Он вернул в башкирскую культуру после десятилетий негласного запрета имя Шайхзады Бабича. Внес значительный вклад в развитие эпических жанров в поэзии, в исследование и сохранение наследия Рами Гарипова. Активно содействовал увековечению памяти Мустая Карима, Зайнаб Биишевой, Загира Исмагилова, Амира Абдразакова и других видных деятелей башкирской культуры.
Его собственный поэтический язык выделялся яркими образами и тонким психологизмом, философским осмыслением жизни. (Я рад тому,что мне удалось помочь Равилю Тухватовичу в издании книги духовных стихов «Триста три хадиса» на башкирском и русском языках).
***
Немного подробнее хочу рассказать о работе Бикбаева на посту председателя Союза писателей Башкортостана.
Вряд ли Равиль Тухватович стремился на эту должность. К этому шагу его, как мне думается, побудило понимание того, что на тот момент именно он лучше других был подготовлен к этой, в общем-то, неблагодарной и очень ответственной работе и счёл необходимым исполнить свой нравственный и гражданский долг. Он добросовестно тянул лямку председателя 15 лет, проявив при этом, к удивлению многих, знавших его как поэта и философа, незаурядный организаторский талант.
При нём вСоюзе была создана столь доброжелательная и творческая атмосфера, что на заседания правления мы шли,как на праздник. Всем нравилась деловая, конструктивная обстановка, завершавшаяся конкретными решениями в интересах развития многонациональной литературы Республики.
К сожалению, с уходом Бикбаева ушла целая эпоха в истории Союза писателей Башкирии. При нём это была сплочённая, авторитетная общественная организация, входящая в пятёрку лучших региональных отделений СП России.
Сейчас же Союз писателей Башкирии формально есть, а на деле чуть дышит. Пишу об этом с душевной болью. Меня по сей день не покидает ощущение сиротства.
Утрачено главное- ответственность за Дело, за качество литературы и ее высокую нравственность.
Хочется надеяться, что вновь избранный в декабре 2023 года председатель Союза Айгиз Баймухаметов возродит прежний дух созидания и братства.
***
Равиль Тухватович прожил красивую, яркую и содержательную жизнь, оставив потомкам замечательное наследие — свои книги! Я благодарен Всевышнему за то, что имел возможность не только общаться, но и дружить с таким мудрым, высокообразованным Человеком!
Камиль Зиганшин, народный писатель, лауреат Государственных премий имени Салавата Юлаева и Президента Российской Федерации.
15.02.2023г.