Интервью с писателем и путешественником Камилем Зиганшиным в рамках реализации республиканского проекта "Земляки" и III районного конкурса "Юные дарования Туймазинского района"
Вопросы для интервьюирования писателя Камиля Зиганшина
подготовила Мухамеева Резеда,
ученица 10 класса МБОУ СОШ д. Нуркеево
Туймазинского района Республики Башкортостан.
М.Р.: Здравствуйте, уважаемый Камиль Фарухшинович! О Вас и Вашем творчестве я очень многое узнала от своего учителя литературы Фаили Мусиевны Ситдиковой, прочитала информацию, опубликованную на Вашем сайте, прочитала Ваши повести, роман-дилогию «Золото Алдана». В рамках школьного проекта «Моя малая родина» в номинации «Знаменитые земляки» в прошлом году выступала на районных Историко-краеведческих чтениях, посвященных 100-летию селения Туймазы с исследовательской работой «Камиль Зиганшин – наш знаменитый земляк». В марте 2013 года на республиканской научно-практической конференции буду защищать свою работу «Камиль Зиганшин – лауреат Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева».
Несмотря на то, что о Вас много материала в разных газетах и в Интернете, я хочу задать Вам несколько вопросов…
Камиль Фарухшинович, Вы наши края покинули еще в раннем детстве, жили на Дальнем Востоке, где в различных военных частях служил Ваш папа. Вы всегда с любовью говорите и пишете о Туймазинском районе, называя его лучшим краем, «культурной столицей» нашей республики. Скажите, пожалуйста, кто Вам привил вот эту любовь к малой родине? И как Вам удается эти теплые отношения сохранять до сих пор?
К.З.: К сожалении, детских впечатлений не так много. Дело в том, что Кандры я покинул в двухлетнем возрасте в связи с повторным призывом отца на военную службу. Зато хорошо помню, как мы приезжали с Дальнего Востока на его родину – село Чукадыбашево, в поселок Кандры и на живописнейшее озеро Кандрыкуль – в отпуск. Случалось это, к сожалению, не так часто, раз в три-четыре года. Что интересно, я тогда был убеждён, что холмы, окружающие папино село, и есть Уральские горы. Поэтому, приехав на Дальний Восток, хвалился перед пацанами, что поднимался аж на самый высокий пик знаменитых Уральских гор. Очень сильное впечатление осталось у меня и от сенокосной поры. Любил ворошить и складывать сено в копны. Аромат подсыхающего разнотравья и сейчас для меня является самым «вкусным» на свете. Ещё обожал ходить с зуранкяем и мамой за земляникой. Гордился, что собирал ягод не меньше их. Пирожки, испечённые зуранкяем в русской печи, до сих пор снятся. Помогал и зураткяю: крутил медогонку, когда качали мёд.
А после окончания института я за 15 лет работы в объединении «Башнефть» довольно часто приезжал в родные края для организации или улучшения работы сетей радиосвязи в Туймазинское УБР (п. Кандры), НГДУ «Отябрьскнефть» (п. Серафимовский), «Туймазанефть» (г. Октябрьский). Уже тогда, сравнивая отношение людей к делу в Туймазинском и в других районах республики, я убедился, что на моей родине живёт очень ответственный, трудолюбивый и смекалистый народ, умеющий не только работать, но и весело отдыхать.
С переходом на писательскую стезю мне посчастливилось несколько раз бывать в районе на встречах с читателями. Могу сказать, что нигде больше я не встречал такой подготовленной аудитории, не ощущал такого интереса к литературе и не получал столько глубоких и многочисленных вопросов, как в нашем районе. Говорю это не из желания польстить – это на самом деле так! В общем, ответ на Ваш вопрос простой: не любить наш край и жителей Туймазинского района просто невозможно.
М.Р.: Я читала, что Вы маленьким очень любили путешествовать: ходили со своими друзьями сначала на экскурсии, потом и в многодневные походы. Наверное, с Вами в этих Ваших походах приключались интересные истории или встречи с дикими животными. Вспоминаете ли Вы о них? Не могли бы и нам что-нибудь рассказать?
К.З.: От детских походов в памяти остались многочисленные встречи с бурундуками, рябчиками, огромными дальневосточными пауками-крестовиками, гигантскими бабочками-махаонами. Из зверей тогда видел живьём только зайцев. Став постарше, в экспедициях и на охоте я, конечно, встречал, наблюдал много диких животных, в том числе хищных (незабываемая встреча с тигром подробно описана в «Щедром Буге»), но это всё были созерцательные встречи. Никаких стычек и нападений на меня со стороны хищников не было. И вообще, по моим наблюдениям, дикие звери сами никогда не нападают на человека – у них генетический страх перед нами. Агрессию с их стороны люди сами же и провоцируют.
М.Р.: Когда я читала Вашу повесть «Щедрый Буге», я все время удивлялась Вашей смелости и стойкости, ведь Вы часто один на один оставались наедине с дикой природой, с хищными животными. Скажите, что Вас подтолкнуло стать профессиональным охотником? Недавно по телевизору в программе «Охотник и рыболов» рассказывали о том, что охота – это всего лишь спорт, и что охотники испытывают спортивный азарт, охотясь на несчастных зверей. Испытывали ли Вы во время охоты азарт, или это была всего лишь Ваша работа?
К.З.: Тут всё вместе. Ведь, если работа не по душе, то и результата не будет. Как в любой профессии охотник-профессионал должен быть увлечён своим делом. В то же время, с годами, на смену азарту приходит сочувствие к животным, переходящее к стойкому неприятию охоты – фактически убийству братьев наших меньших. (В прежние времена оно ещё имело моральное оправдание, а сейчас охота это не способ выжить, а развлечение, то есть, осознанное убийство). Подобную эволюцию я наблюдаю у многих охотников.
М.Р.: Камиль Фарухшинович, когда в школе мы говорим о писателях, мы в основном изучаем только ту часть их биографии, которая связана с творчеством. Ваша биография интересна во многом благодаря тому, что Вы не только книги пишете, но и много путешествуете, проводите конкурсы, встречаетесь с детьми и взрослыми. Скажите, пожалуйста, а кто Вам ближе: Камиль Зиганшин – писатель, Камиль Зиганшин – путешественник или все же Камиль Зиганшин – предприниматель?
К.З.: Наверное, всё же писатель. Но поскольку пишу в основном о природе и месте человека в ней, то мне просто необходимо путешествовать. Путешествия питают моё творчество и к тому же это прекрасный способ прожить ещё одну маленькую жизнь, ощутить цену простых вещей. Когда с месяц побродишь по тайге, даже кусочек хлеба превращается в лакомство, а кружка кваса в божественный напиток. Бизнес же помогает решать финансовые вопросы.
М.Р.: Я читала о Вашем друге юности Юре, который трагически погиб в тайге. Фаиля Мусиевна рассказывала, что Вы до сих пор поддерживаете дружеские отношения со своими одноклассниками и однокурсниками на сайте «Одноклассники». Ваши друзья детства и юности, наверное, живут очень далеко. Как часто Вам удается видеться с ними? Как я поняла, в «Щедром Буге» нет вымышленных героев. Скажите, с героями своей повести Вы когда-нибудь встречались после того, как о них написали книгу?
К.З.: Да встречался и не раз. Лукса даже приезжал ко мне в Уфу. Ему, правда, как я заметил, было не очень уютно в нашем шумном и многолюдном городе. Сам я в последний раз был в Гвасюгах — столице удэгейцев – в 2008 году. К сожалению, почти все, с кем я дружил, уже отправились к «верхним люди» — они ведь и в начале семидесятых годов были намного старше меня. Живы только бывший председатель сельсовета Валетина Кялюндзюга и один охотник. Порадовало то, что молодые удэгейцы стали меньше пить, а в центре села организован прекрасный музей истории народности удэге.
М.Р.: Вы и в художественных произведениях, и в рассказах о своих путешествиях много внимания уделяете простым людям разных национальностей. Вслед за Вами мы, читатели, тоже проникаемся к ним уважением к их выносливости и изобретательности, потому что они порой живут в очень трудных условиях. Думаю, такое отношение к человеку, отличающемуся от нас не только языком, но и лицом, одеждой, привычками, вкусами – нужно воспитывать, потому что часто от своих сверстников я слышу насмешки и не совсем лестные слова в адрес тех, кто не такой, как мы. Скажите, кто в Вас воспитал вот эту любовь к человеку?
К.З.: Безусловно, родители. И в первую очередь, моя мама Кадрия Равильевна. Она много лет проработала воспитательницей в детских садах, а начинала свой трудовой путь в 1946 году именно в Кандрах. Ещё большое влияние не только на меня, но и на всё моё поколение оказывала продуманная национальная политика, проводимая в СССР. Мы тогда вообще не задумывались о том, какой национальности твой сосед. Важно было одно: какой он человек. Повлиял своим примером и папа. Он, между прочим, после возвращения с войны (опасаясь, что фашистов разобьют без его участия, отец приписал себе один год и ушёл на фронт добровольцем в 1942 году) работал агрономом района, а потом комсомольцы избрали его сначала вторым, а затем и первым секретарём райкома Кандринского района, вошедшего позже в состав Туймазинского.
Хочу ещё добавить, правда, не по теме вопроса. После переворота 1991 года вошло в моду охаивание всего Советского. Я родился и жил в СССР и, сравнивая то время с сегодняшним, могу сказать: мы многое хорошее из того прошлого из года в год утрачиваем. Я уж не говорю о том, что понятия добра и справедливости извращены до такой степени, что перевёрнуты с ног на голову. А о таком определяющем качестве человека, как СОВЕСТЬ, вообще забыли. Это опасная, разрушающая страну тенденция. Без развития культуры и духовности не будет экономического подъёма и процветания России. Наша страна – это страна, где должны главенствовать идея братства и справедливости, а не наживы. Это моё твёрдое убеждение.
М.Р.: Наша мама работает в школе учителем татарского языка. Труд учителя очень сложен. Мы с сестрой для себя решили, что никогда не пойдем по ее стопам! А кто-нибудь из Ваших детей выбрал Вашу профессию? Принимают ли они участие в Вашем бизнесе?
К.З.: Мы с моей женой Татьяной Зиновьевной по образованию инженеры (я – радиоинженер, а она инженер-электрик). Но наши дети все гуманитарии. В бизнесе они не участвуют (и слава Богу – для предпринимательства нужна особая предрасположенность, слишком это рисковое занятие). Зато в работе Фонда защиты диких животных они принимают самое активное участие. А самая младшая дочь Алина стала биологом и летом занимается с учёными Института биологии Академии наук в восстановлении ареала редких растений на горе Иремель.
М.Р.: Ваш рассказ «Лохматый» в моей душе оставил глубокий след: я впервые столкнулась с такой нечеловеческой жестокостью. Мы на уроке литературы очень много говорили о поступке Лапы, главного героя рассказа. Я тогда в своем сочинении написала, что рассказ «вывернул мою душу наизнанку». Этим я хотела сказать, что рассказ заставил меня задуматься над тем, как бы я поступила в такой ситуации. Скажите, пожалуйста, в основе произведения «Лохматый» лежит вымышленная история, или такой случай в самом деле произошел где-то?
К.З.: Да, в «Лохматом» описано реальное событие, произошедшее в Красноярском крае. Узнал о нём от товарища по работе – он родом с тех мест. Я только изложил его в художественной форме.
М.Р.: Камиль Фарухшинович, я учусь в 10 классе. С самого детства мечтаю стать врачом, чтобы помогать людям. Я много занимаюсь дополнительно, чтобы успешно сдать экзамены и поступить в Медицинский университет. Скажите, пожалуйста, если бы Вам сегодня, как мне и моим сверстникам заново предстояло бы выбрать свой жизненный путь, какую бы профессию выбрали?
К.З.: После окончания 10 класса я колебался между профессией геолога и радиоинженера. Думаю, всё же правильно поступил, выбрав, по совету родителей, профессию радиоинженера. Она дала мне возможность и путешествовать, и не разлучаться каждый сезон на полгода с семьёй, как все геологи.
М.Р.: Нам, то есть мне и моим одноклассникам, уже исполнилось по 16-17 лет, но не все ребята осознают это: недостаточно серьезно относятся к учебе, хотя тоже собираются поступать в высшие учебные заведения. С ними много беседуют наши учителя, их родители тоже, думаю, переживают. Возможно, ребята прислушались бы к Вашим словам, потому что Вы многого добились своим трудом. Скажите, пожалуйста, свои напутственные слова нам, тем, кто через несколько лет будет лечить людей, учить детей, водить машины, изобретать, может, как и Вы, писать книги и путешествовать.
К.З.: Современная молодёжь во много лучше и развитее нас, но всё же позволю себе дать несколько советов:
- Самое главное – жить, прислушиваясь и сверяя свои поступки с голосом совести. Только жизнь по совести может дать человеку возможность сохранить достоинство и самоуважение.
- Не менее важно верить в себя и быть готовым к нестандартным, решительным поступкам. При этом ни в коем случае не опускать руки в трудных ситуациях. Победа, как правило, в шаге от поражения. Сделаешь этот последний, но и самый трудный шаг – победишь. Убеждён, удача – это награда за труд и упорство. (Чтобы увидеть свет в тоннеле, надо всё время копать).
- Ощущение счастья увеличивается, когда ты делишься с другими, когда чувствуешь, что ты нужен людям.
- Сложилось стойкое представление, что много детей – это катастрофа. Напротив, катастрофа - это когда детей меньше трёх. А прокормить и одеть их сама жизнь заставит – просто не надо лениться и Всевышний предоставит возможность заработать.
- И последнее. Нет развлечения дешевле и доступнее, а удовольствия и пользы большей, чем чтение умной содержательной книги. Ничто не развивает человека так глубоко и всесторонне, как чтение. Это связано с тем, что только при чтении книги в полную силу работает мозг и включается воображение человека.
М.Р.: В интервью принято спрашивать о планах на будущее, но я этого делать не буду, потому что уже читала о том, что Вы готовитесь подняться на вулкан Аконкагуа. А это значит, что когда вернетесь, непременно напишете рассказ о своем путешествии. Мы их любим читать всей семьей. Любим рассматривать Ваши фотографии. Желаем Вам удачи. Спасибо Вам большое за интервью.
К.З.: Спасибо, Резеда! Постараюсь быть достойным звания туймазинца.
Резеда, спасибо за умные, философские вопросы. Редко кто даже из опытных журналистов формулирует их столь грамотно.
Вы талантливы! Я уверен, Вы многого достигнете в жизни. Ещё Вам повезло с учителем — Фаилёй Мусиевной. Она — уникальный педагог!
Настоящая статья взята с сайта «SitdikovaFM».